В этнопарке дружбы народов представлено финно-угорской подворье карельского типа. Карелы расселялись на берегах водоемов, они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера.
На карельскую традиционную архитектуру повлиял климат и географическое положение региона. Это северная территория, где постоянно дуют ветра, лето достаточно короткое, а зима – суровая. Жилище должно было быть основательным и долговечным, держащим тепло. Поэтому строения, особенно в северной части Карелии, имели маленькие окна, узкие двери.
Благодаря лесам, которыми покрыта большая часть Карелии, древесина (сосна) стала основным строительным материалом для жилых домов и хозяйственных построек.
Большинство деревенских домов (тип «кошель») представляли собой высокие бревенчатые срубы. Это были комплексы, которые под одной крышей объединяли две жилые избы на подклете, сени и пристройку с наклонным взвозом. Переходить между помещениями можно было, не выходя на улицу, что важно в мороз. Здание покрывала ассиметричная двускатная кровля.
Обычно дома строили без фундамента. Под углы поставленного на землю сруба укладывали большие валуны, под первый венец насыпали камни. На юге Карелии дом устанавливали на своеобразные сваи − массивные бревна, возвышавшиеся над землей примерно на полметра. Большинство строений, за исключением северных районов, имело завалинку. Декоративные элементы – резьба, косящатые большие окна, черепица из лемеха – придавали каждому дому неповторимость и уют.
Жилые дома собирались без гвоздей. Углы срубов оформлялись различными способами: «в обло», «в чашку», «в угол», «в охряпку», «в лапу» и др.
Пространство крестьянского дома обозначало отношение к миру, каждая деталь и обстановка дома имели скрытый смысл, защитную функцию. Противоположная от входа стена называлась почетной, правая – мужская, тоже почетная. Левая половина – «нечистая», обычно относилась к женщине.
Угол для икон карелы называли мужским, главным, большим. Он находился по диагонали от печи. Женский угол обычно располагался между печью и задним углом. Угол у входа называли мусорным, дверным. Четвертый угол – «побочный», «боковой», использовался для разных целей.
В «бабье» углу стояли: посуда, печная утварь, светец, умывальник-рукомой, столик для приготовления еды, вода в кадке, лавки.
В заднем углу были люлька для ребенка, лавки, женские рукоделия, иногда стояли кровати.
Мужской угол у фасадной стены был самым светлым, но домашние мужские работы делались и в других местах. В правой мужской половине чинили и сушили сети, вязали лапти и корзины, делали другие необходимые по дому работы.
Печь, размещавшаяся справа или слева от входа в избу, была связана с представлениями о счастливой жизни в доме. Она символизировала домашний очаг, к ней относились как к живому, одушевленному существу. Первую ночь в доме на печной лежанке спали только старик или ребенок, которые должны были увидеть вещий сон. К печи обращались в самые ответственные минуты жизни – при рождении ребенка, сватовстве, похоронах.